Профилактика травматизма
31 октября 2024
Детский травматизм в ДОУ: виды, причины, профилактика
В процессе развития дети стремятся к познанию окружающего мира, не всегда понимая потенциальных опасностей и не умея на них реагировать. И чем активнее ребёнок, тем он больше подвержен опасности получить травму.
Под термином «травматизм» понимают как значительные тяжёлые травмы, так и мелкие повреждения, микротравмы. Последние, как наиболее частые, являются источником инфекционных осложнений.
В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы (60–68%). У детей до 6 лет они составляют около 80% всех повреждений. 78% травм дети получают на открытом воздухе и 22% – в помещениях.
Наблюдается зависимость детского травматизма и от пола ребёнка: у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.
Основные травмы у дошкольников
Детские травмы весьма многочисленны и разнообразны. Условно мы их разделили на четыре группы по частоте проявления.
1. Наиболее частыми являются следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмы при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда.
2. На втором месте по частоте встречаемости травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр.
3. Третью позицию занимают травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки со стороны воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели.
4. Наименее частотными является травмирование от незакрепленной мебели в группах, травмирование при ДТП, электротравмы.
Причины травмирования дошкольников
Основной причиной несчастных случаев у дошкольников является недосмотр взрослых.
Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины получения травм.
Так, различные колющие и режущие предметы (ножницы, остро отточенные карандаши, вилки) при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.
Для малышей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают детям поиграть. Яркие бусинки, разноцветные пуговицы могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши... Встречались случаи, когда врачи извлекали из верхних дыхательных путей ребёнка мелкие игрушки и их части, входившие в комплект комбинированных «сладких подарков».
Для детей дошкольного возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, появление начальных форм самосознания. Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, а с другой – активно участвовать в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью еще не овладели. Дошкольники, в отличие от детей раннего возраста, в основном получают травмы на открытом воздухе в игровых ситуациях.
Особенности клинической картины травм в дошкольном возрасте
Локализация травм и их клиническая картина у детей имеют свои особенности по сравнению со взрослыми. Переломы костей у детей встречаются реже, чем у взрослых. Это связано с большей эластичностью и гибкостью детских костей, большим количеством в ней эластических и коллагеновых волокон, меньшей минерализацией и наличием толстой, хорошо кровоснабжаемой надкостницы, образующей вокруг кости гибкий амортизирующий футляр. Этими факторами объясняется преобладание у детей переломов костей в виде «надломов» или переломов по типу «зеленой ветки», а также поднадкостничных переломов с сохранением целости надкостницы. Амортизирующий эффект оказывает и богатство эпифизов трубчатых костей хрящевой тканью, содержание которой тем больше, чем меньше возраст ребенка. С другой стороны, у детей встречаются переломы по линии росткового эпифизарного хряща – эпифизиолизы.
Вывихи у детей встречаются тоже намного реже, чем у взрослых. Большая эластичность и прочность капсульно-связочного аппарата детских суставов объясняет большую частоту так называемых «подвывихов», самым типичным из них является характерный для 2-4-летнего возраста подвывих головки лучевой кости.
Диагностика переломов у детей труднее, чем у взрослых, и чем меньше возраст, тем больше трудностей. Часто переломы в области метаэпифизов можно диагностировать лишь при сравнении рентгенограмм симметричных конечностей, а для распознания поднадкостничных переломов рентгенограммы иногда следует рассматривать под увеличением.
Ожоговая травма протекает у детей тяжелее, чем у взрослых. Ожоги чаще всего бывают вызваны воздействием на ткани горячих предметов, жидкостей или пламени и относятся к разряду бытовой травмы. Реже они вызываются воздействием электротока или солнечных лучей.
Предупреждение детского травматизма и работа по созданию безопасной среды
Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:
1) направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;
2) устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.
В детском саду должна проводиться работа с педагогическим составом, медицинским персоналом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.
Особая нагрузка при этом ложится на педагогов: в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ) в любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами учреждения.
1. В детском саду необходимо четко выполнять требования безопасности к оснащению территории детского сада:
-
оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) перед началом учебного года и весной в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматривается на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки;
-
ежедневная проверка состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;
-
игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.
2. В весеннее-осенний период необходимо проводить мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли.
3. В зимний период необходимо проводить мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек всех построек, дорожек, детских площадок, входов и наружных лестниц от снега и льда.
4. Воспитателями детского сада в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, при проведении игровых занятий, проводится проверка выносного материала (лопаток и т.п.).
5. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном и возрастом детей.
Профилактические мероприятия с дошкольниками
Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива учреждения является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.
Для реализации данной задачи в работе учреждения систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь: в детском саду имеется методический комплект по обучению детей правилам безопасного поведения.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.
Цель работы с родителями – объяснить важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, о которых необходимо информировать, прежде всего, семью. Родители должны знать особенности клинической картины травм в зависимости от возраста ребёнка, чтобы правильно отреагировать при возникновении нештатной ситуации.
Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.
Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.
Свежие статьи данной категории
22 ноября 2024 "Детский сад: маршруты развития" Направление коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ "Мы разные, но мы вместе"
21 ноября 2024 "Детский сад: маршруты развития" Направление коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ "Мы разные, но мы вместе"
21 ноября 2024 "Детский сад: маршруты развития" Направление: познавательное и речевое развитие "Мы открываем мир!"
19 ноября 2024 "Детский сад: маршруты развития" Направление: гражданско-патриотическое воспитание "Наш дом - Россия"
19 ноября 2024 "Детский сад: маршруты развития" Направление: гражданско-патриотическое воспитание "Наш дом - Россия"
1 ноября 2024 Экологическое мероприятие "Эколята-дошколята"
1 ноября 2024 С Днём народного единства
1 ноября 2024 Режим работы детского сада в связи с празднованием Дня народного единства
31 октября 2024 Профилактика травматизма
31 октября 2024 28.10-03.11.2024 Неделя борьбы с инсультом (в честь Всемирного дня борьбы с инсультом 29 октября)